Как выучить с ребенком домашнее задание и не убиться?

 

С наступлением сентября в наше общение с детьми закрадывается проблема – домашнее задание. Как призналась мне одна моя ученица – домашнее задание задают, чтобы поссорить родителей с детьми. На самом деле, все учителя надеются, что ребенок придет домой, откроет учебник, еще раз прочитает пройденную тему, вникнет, поймет то, что не успел понять на уроке.

А на самом деле, бедный родитель, еле-еле приползший домой из пробок, автобусов, дождя, слякоти, хватается за готовку, уборку, а тут еще ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Ведь иначе вызовут в школу…. а несолидно в таком-то возрасте краснеть перед учителем и завучем за своего отпрыска, а еще поставят двойку, мы ведь так зациклены на хороших оценках.

 
 

Открываешь ты учебник, а там Present Continuous и две страницы слов выучить. И конечно, ты когда-то изучал английский в школе. Но это было в школе. С тех пор ты его забыл давно. Лезешь в словарь, и пытаешься разобраться, что и как. Потом в учебник, а вот уже и 12 ночи.. В итоге, да ну его этот континус, и списываем из ГДЗ. В результате вечер убит на словарь и учебник, ребенок так ничего и не понял, к 1 часу домашнее задание с криками и слезами переписано из ГДЗ.

А вот и контрольная, а по контрольной неминуемая 2, но в лучшем случае 3 (пару раз успел списать-спросить).

 
 

И зачем такие сложности, когда домашнее задание можно делать легко и быстро. А главное, только на первом этапе от вас потребуется помощь, а дальше – ребенок без труда справиться сам.

Вот простые правила, как научить ребенка делать домашнее задание

1) Научите ребенка записывать, что задано на уроке. Самостоятельно! Не вы бегаете к преподавателю, лезете в электронный журнал, выясняете в родительском чате что и как надо делать, а сам ребенок записывает, запоминает, закладывает закладкой, что и где нужно читать. Не понял, подойди спроси у учителя или у одноклассников.

 
 

2) Научите ребенка пользоваться справочниками, словарями, схемами, таблицами. Этот навык намного важнее, чем само по себе задание. Ведь именно этому учит университет. Однажды поняв, как освоить новый материал самостоятельно, ребенок не будет иметь проблем не только с домашним заданием, но и с любым пропущенным материалом. Более того, в современном мире это один из самых ценных навыков.

3)Научите ребенка читать задание. Иногда проблема заключается в том, что ребенок не понимает, что и как надо делать. Т.е. задание сложное, длинное и страшное. Т.е. решить проблему значит объяснить, что именно нужно делать. Поначалу Вы объясняете ребенку, что он должен делать, где искать слова, как именно записать ответ, но параллельно вы учите ребенка САМОСТОЯТЕЛЬНО читать задание и обращать внимание например, ссылку на схему (в которой он уже научился разбираться). Тогда задание из категории ОЧЕНЬ СЛОЖНО перейдет в категорию БЫСТРО и ПОНЯТНО.

4) Играйте с ребенком. Пусть домашнее задание станет увлекательной игрой. Например, ребенок – учитель и он Вам объясняет то, что ему задано, а Вы не понимаете и переспрашиваете, уточняете. Открою Вам секрет Учителя хорошо знают свой предмет, потому что они его много раз ОБЪЯСНЯЮТ. Пусть ребенок играет роль вашего учителя и ставит вам оценки. Как в том анекдоте: я пока Вам объясняла сама поняла! Если важно, чтобы ребенок научился что-то делать быстро, играйте на время. Записывайте, сколько времени потрачено на ДЗ и каждый день улучшайте этот показатель. Ребенок будет видеть свой прогресс и стараться делать быстрее. С некоторыми работает и обратный способ, вы учитель, он ученик, играем в школу! Вызываем к доске, ставим оценки, поощряем за хорошие.

5) Хвалите ребенка за каждый маленький прогресс. Ведь так часто родители ругаются, что ДЗ не сделано и воспринимают, как должное, что ДЗ сделано. А позитивная мотивация иногда творит чудеса.

6) Покажите значимость его достижений. Объясните ребенку, что это не просто какое-то нудное задание, а суперважная миссия. И если он справиться сам, то он супергерой. Или нарисуйте пять квадратиков, которые соответствуют пяти урокам, задачам или упражнениям, которые надо сделать. Как только он решает задачу, то он зачеркивает квадратик. Как только все квадратики зачеркнуты, его миссия выполнена и он победил ( как в компьютерной игре). Или предложите бонус – возможность посмотреть телевизор, поиграть в компьютерную игру, сходить куда-нибудь… Покажите ребенку, что если он сам сделает задание, а вы в это время помоете посуду, приготовите ужин или что-то еще, то у вас будет больше времени на общение, игру или поход куда-нибудь вместе. Ведь он сам справился, значит, освободил ваше время.

 
 

7) Распорядок дня является также важной составляющей успеха, в этом нелегком деле. Например, приходим из школы, обедаем, время отдыха, затем делаем уроки, и только после этого свободное время с мультфильмами, телевизором, компьютером и играми в телефоне. А также кружки и секции. Важно все делать по порядку Сначала дело – потом развлечения. И секции и кружки только помогают ребенку стать более собранным и быстрее и сосредоточеннее делать домашнее задание. Ведь в жизни много всего интересного и надо все успеть, а не провести все свободное время, выполняя ДЗ. Рекомендуем вместе с ребенком составить расписание и повесить его над рабочим столом.

Какие-то задания можно делать по дороге на секцию – повторять стихотворение или слова по английскому, пересказывать текст или учить таблицу умножения. Это научит ребенка рационально использовать свое время. А это жизненно важный навык.

Вслед за качественно сделанным домашним заданием придут хорошие оценки и результаты на контрольных и тестах, а значит, учеба будет приносить удовольствие. Ведь так здорово, когда у тебя все получается, тебя хвалят, ставят в пример. Наблюдать как твой ребенок не понимал, не хотел и не умел – и вот “эврика!” получилось – делает домашнее задание сам.

Может быть, такой подход к домашнему задания не даст быстрых результатов. Возможно, потребуется целый год. Школа – это не вся жизнь. Но на примере домашнего задания родитель может научить ребенка таким глобальным навыкам, как самостоятельность, ответственность и умение учиться. И домашнее задание – это тот материал, на котором можно потренироваться приобрести необходимые навыки для дальнейшей успешной учебы и жизни.